В день гражданской авиации наш долг — почтить память героев. Таких героев, как Токаев Ахсарбек Кириллович.

С детства питая страсть к большим свершениям — он в возрасте шестнадцати лет просится на службу. Чтобы воплотить свое желание в реальность — тогда еще совсем юному жителю села Ново-Урух Ирафского района пришлось изменить дату своего рождения, так Ахсарбек переправил ее с 6 августа 1923 года на 6 августа 1921 года. Однако добро все же не получил. Три раза Ахсарбек Кириллович писал Ворошилову с просьбой забрать его в армию, и только на третий добился своего. В последующем он окончил Высшую авиационную школу, прошел всю войну в действующем боевом полку и стал командиром интернационального экипажа.
В 2009 году в газете «Северная Осетия» было напечатано сообщение о том, что Виктор Степанович Чукасов, житель г.Ставрополь разыскивает своего сослуживца — летчика Токаева, кототорый погиб при исполнении служебных обязанностей 7 ноября 1946 годаг. Узнав об этом, родные Ахсарбека Кирилловича были немало удивлены, ведь прошло столько лет. Они тут же связались с Виктором Степановичем и вот что он рассказал о Токаеве Ахсарбеке: « С Ахсарбеком Токаевым я познакомился в г. Шауляй Литовской ССР. Мы готовились к первому послевоенному параду, который должен был пройти 7 ноября 1946 года. Нас выбрали на этот парад, и это была большая честь для нас. Вы, наверное, задаетесь вопросом, почему, спустя 64 года, я стал разыскивать его родных? Я хотел рассказать вам об обстоятельствах его гибели, ведь я был свидетелем.
Он был командиром интернационального экипажа. Командир - Токаев, второй пилот - украинец, и помощник командира -русский. Я часто вспоминаю его, высокого, с атлетическим телосложением парня. Он был необыкновенно щедрым молодым человеком, не по годам мудрым. Перед парадом мы базировались в г.Ногинске Московской области. Оттуда должны были взлететь и пролететь над Красной площадью, потом должны были сделать посадку в Смоленске. Он был лидером среди нас и летел первым в нашей девятке самолетов. Были у нас тогда самые строгие самолеты - четырехмоторные бомбардировщики. Возвращаясь с парада, уже на подлете к Смоленску, Токаев вдруг передал, что у него отказал двигатель. Ему была дана команда сбросить шасси и садиться на фюзеляж. К сожалению, сесть ему было некуда, так как мы пролетали над брянскими лесами на высоте 600 метров. Катапультироваться он тоже не мог, во время войны катапульт не было. Прыгнуть с парашютом не было возможности, так как высота была недостаточная, тем более, самолет начал уже падать. С этих самолетов, вообще, опасно прыгать, можно попасть под винт. Последнее, что мы услышали от него: "Падаю..." Все это я видел своими глазами. Его самолет стал опускаться, а мы пролетели над ним. Через пять минут мы сели в Смоленске. Токаева среди нас не было. Так, пройдя всю войну и "отлетав" первый парад, погиб Ахсарбек Кириллович и его интернациональный экипаж".
Сегодня родная сестра Ахсарбека Токаева Венера Кирилловна живет в Беслане. Она с большой теплотой и благодарностью вспоминает своего брата, который остался для нас всех непобедимым лидером и героем.

Салбиева Марина