Печать
Категория: Новости
Просмотров: 208

О литературном творчестве народного поэта Казбека ТОРЧИНОВА читатель узнал сравнительно недавно, но если внимательно посмотреть изданную им в 2002 году книгу избранных произведений "Опомнитесь, люди!", то станет ясно, что за перо он взялся уже давно, ибо первое его стихотворение датировано 1957 годом, когда автору было всего шестнадцать лет.

Сегодня Казбеку Керимовичу 80 лет и, сопоставляя его ранние стихи с произведениями, написанными позднее ("Кого и откуда нам взять в вожаки..."), то можно заметить, что дух борьбы в них не угас. Почти во всех работах звучит тема социальной справедливости.

Казбек Торчинов оказался свидетелем бурных событий, которые происходили в стране на протяжении всей его жизни. И он никогда не оставался их равнодушным созерцателем.

Все события, происходящие как в Осетии, так и в России, и даже во всем мире находят свой отклик в его произведениях.

Сразу же после теракта на владикавказском рынке 19 марта 1999 года было написано стихотворение "Не надо рыдать", где он гневно обличает жестокость и мелочность души человеческой:

Возможно, устройство продажный твой сын

За пачку "зеленых" на рынок принес, –

Бандит озверелый был в сговоре ним,

Чтоб братьев невинных он в клочья разнес.

Не менее гневно он обличает теракт 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Поэт пишет объемное стихотворение "Опомнитесь, люди!". Протестуя против силовых действий, автор возмущенно заявляет:

При чем здесь, о, люди, Кабул и Багдад,

Кто будет возмездию нашему рад?

Далее, как бы предвидя предстоящую вселенскую трагедию в бесланской школе, которой суждено было случиться через три года после написания стихотворения, он пророчески предсказывает:

С него, безусловно, пойдут отголоски,

На что же способны они, отморозки?

Испытано нами, – вопросов здесь нет,

И миру тяжелый вернется ответ.

Сейчас уже вижу кровавое море,

И стонет повсюду сиротская доля.

Трагедии в Беслане автор посвящает ряд стихотворений. Являясь непосредственным свидетелем событий, он со стенографической точностью описывает основные эпизоды произошедшей трагедии. Поэт считает, что гибель невинных детей и жестокость, проявленная нелюдями-террористами, для него больше, чем личное горе – гибель отца во время Великой Отечественной войны и кончина матери накануне террористического акта.

Далее автор описывает гнусное преступление террористов и героическое поведение заложников. Уже преклонного возраста, известный всему району, да и всей республике, педагог Иван Каниди, получив разрешение покинуть спортивный зал, отказывается уходить без детей и погибает в зале:

Старику свободу дали,

Только он им возразил:

"Вы детей со мной отправьте,

Вот тогда я и уйду.

Если нет, тогда оставьте,–

С ними вместе и умру".

Замечательно отражен в произведении подвиг погибшего кочегара школы Карлова Ивана Ильича:

Карлов тоже многим смело

Дал бежать из вражьих рук.

Сделал это он умело,

Приняв тяжесть адских мук.

В образе двух педагогов, выкованных словно из стали еще в советское время, показан героизм учителей, попавших в заложники вместе с детьми. Это Зарема Бекмурзова и Ирина Ханаева, которые после потери контроля террористов над заложниками помогли детям покинуть ад под огнем автоматных очередей и взрывов бомб.

В стихотворении "Кто повинен?" автор неистово обрушился на виновных вселенского преступления.

Особое место в сборнике занимают басни, отличающиеся своим колоритом, точностью раскрываемой морали.

Рассказы Казбека Торчинова, можно сказать, проба пера в прозе, хотя в свет вышла первая часть его романа-трилогии "Колесо". Следует отметить, что его рассказы отличаются краткостью и точным отображением картины, которую автор пытается передать читателю. Рассказы легко читаются, а образы запоминаются.

Особого анализа требует короткий, но очень смелый роман "Генеральша", которым Казбек Торчинов заканчивает свой новый сборник произведений "Проснись, проснись же, россиянин". Подобно художнику-пейзажисту, который создает свои полотна из реалий, роман "Генеральша" написан автором на основе материала, взятого из жизни. Каждый эпизод, описанный в романе, создает ощущение того, что ты это где-то слышал или видел. Автор романа пытается разграничить правду и ложь, честь и бесчестье. И это ему удается.

И пусть сегодня еще мало читателей знакомы с произведениями Казбека Торчинова, с его удивительно трогательными стихами, баснями, рассказами, все же не остается сомнений, что на литературном небосклоне Осетии имя его засветится яркой звездой.

 

 

ВАЛЕРИЙ ГАСАНОВ, ЧЛЕН СОЮЗА ЖУРНАЛИСТОВ РФ, ЛАУРЕАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ ИМ. М. КАМБЕРДИЕВА